Аннотация к программе по музыкальному воспитанию
"Ладушки"
Программа по музыкальному воспитанию "Ладушки" И.А.
Новоскольцевой, И.М. Каплуновой подразумевает всестороннее
музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо
раздел.
Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью
и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп,
поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том
или ином виде деятельности.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей,
активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином
виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная
отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение
музыкального материала и высокая активность.
Методические принципы
- Одним из главных принципов в работе с детьми является создание
непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя
комфортно, раскрепощенно. Не принуждать детей к действиям (играм,
пению), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в
занятии.
- Второй принцип — целостный подход в решении педагогических
задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение,
слушание, игры и пляски, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной
игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских
народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
- Принцип последовательности предусматривает усложнение
поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в
младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала
идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в
подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот
или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
- Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с
природным, народным, светским и частично историческим календарем.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить
значение того или иного календарного события, надо дать им
возможность принять в нем посильное участие, посмотреть
выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить
свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку,
принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение,
чувства, эмоции.
- Одним из важнейших принципов музыкального воспитания
является принцип партнерства. Встречать детей с улыбкой, радостно,
приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова: что
мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким
образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым
целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.
Немаловажным является и принцип положительной оценки
деятельности детей, что способствует еще более высокой активности,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего
участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на
музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой
деятельности.
Музыкальное занятие имеет четкое построение:
музыкально-ритмические движения;
развитие чувства ритма, музицирование;
пальчиковая гимнастика;
слушание музыки;
распевание, пение;
пляски, игры, хороводы.
Программа "Ладушки" обеспечивает всестороннее развитие личности
ребенка:
а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная
отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение,
речь, мышление;
в)нравственное — формируется дружелюбие, активность и
самостоятельность.
Музыкальный материал, который дан в программе, не является
обязательным для педагогов. Можно использовать любые
произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия.
Главное — это творчество.